«В древнерусском быту слыл июнь за месяц «изок» и в то же время розанцветом прозывался. Соседи и единоплеменники наших предков звали его каждый наособицу: поляки – «червцом», чехи со словаками – «червенем», иллирийцы – «липанем», кроаты – «иванчаком» и «клисенем», сербы – «смазником» и «розовым», венды – «шестником», «прашником» и «кресником». Сначала выходил этот месяц четвертым из двенадцати в году; потом стал считаться за десятый; с 1700 же года, по изволению-указу Великого Петра, начал быть, как и в наши дни, шестым.»
народный календарь
ИЮНЬ
праздники ~ приметы ~ пословицы ~ поговорки
Весь июнь в народном календаре связан с засевками — посевными работами, а обрядовые действия часто приурочены к летнему солнцестоянию. Внимание к погоде, к направлению ветра, восходам и закатам, росе и форме облаков – все предсказывает каков будет урожай. По характеру погоды в июне судили какова будет погода в октябре.
Июнь в народном календаре
ИЮНЬ
ХЛЕБОРОСТ
В июне начинает расти хлеб.
ИЮНЬ
РОЗАНЦВЕТ
Разанцвет или Разноцвет – так зовут июнь за цветущее разнотравье.
ИЮНЬ
ДАЖДЬБОГ
По «Велесовой книге» каждому месяцу покровительствует свое божество. Покровитель июня – Даждьбог. На одном ритуальном сосуде IV века с 12 рисунками, июнь обозначен удвоенным знаком солнца и волнистым знаком воды.
ИЮНЬ
ИЗОК
На старославянском изок означает «кузнечик». Июнь – месяц, когда начинали стрекотать кузнечики.
ИЮНЬ
КРЕСЕНЬ
Крес — символ огня, кресины – время летнего поворота солнца. Июнь, месяц летнего зноя, солнцеворота, месяц молений, обращенных к солнцу и к воде. Древние славяне отмечали июнь двумя крестами, а не одним, как прочие фазы солнца. Именно так обозначен этот день в календаре IV века из Поднепровья. Еще один вариант изображение июня на глиняном календаре – два солнца.
«Из-под земли маслята вылезают одни из первых, уже в начале июня их можно собирать. В это-то время их главным образом и берут, пока нет в обильном количестве ни подосиновиков, ни белых, ни рыжиков, ни груздей. Потом, когда начнется настоящее разногрибье, маслятами как-то пренебрегают, и, между прочим, зря.»
«Третья охота»
Владимир Алекссевич Солоухин
(1924 – 1997)
Июнь – конец пролетья, начало лета.
≈
Май — радость, а июнь — счастье.
≈
Май творит хлеба, а июнь — сено.
≈
Что май, что июнь – оба впроголодь!
≈
Отец с сыном, май с июнем, ходят под окнами, Христа-ради побираются!
≈
В июне есть нечего, да жить весело: цветы цветут, соловьи поют!
≈
Июнь – скопидом, урожай мужику копит!
≈
Июньские зори хлеба зорят, скорее дозревать им велят.
≈
Июнь с косой по лугам прошел, а июль с серпом по хлебам побежал.
≈
Проводит июнь на работу, отобьет от песен охоту.
≈
В июнь-разноцвет дня свободного нет!
≈
Знойный июнь — на рыбалку плюнь.
≈
Пришел июнь-розанцвет, отбою от работы нет!
≈
ИЮНЬ
Народные пословицы про июнь
- Июнь, в закром ветром дунь! Поищи, нет ли где жита по углам забито! Собери с полу соринки – сделаем по хлебце поминки!
- С июньского хлеба не велик прок: весь разносол – мякина, лебеда да горькая беда!
- Богат июнь-месяц, а и то после дедушки-апреля крошки подбирает!
- Поводит июнь на работу – отобьет до песен охоту!
- Где цветок – там и медок!
«В древнерусском быту слыл июнь за месяц «изок» и в то же время розанцветом прозывался. Соседи и единоплеменники наших предков звали его каждый наособицу: поляки – «червцом», чехи со словаками – «червенем», иллирийцы – «липанем», кроаты – «иванчаком» и «клисенем», сербы – «смазником» и «розовым», венды – «шестником», «прашником» и «кресником». Сначала выходил этот месяц четвертым из двенадцати в году; потом стал считаться за десятый; с 1700 же года, по изволению-указу Великого Петра, начал быть, как и в наши дни, шестым.»
«Народная Русь»
Аполло́н Аполло́нович Кори́нфский
(1868 — 1937)
Календарь народных праздников в июне
«Жаркий июньский день. Гонит пастух стадо. Одиннадцатый час, жарко, пора и отдохнуть. Сосновая роща. Остановили стадо, коровы легли и смирно жуют, только бык угрюмо стоит, точно сторожит своих невест.
Пастух присел под сосенку и закурил трубочку.
Вдруг…
— Ты что это делаешь? Не знаешь, что в хвойном лесу запрещается курить табак в сухое время?
— Да я, ваше благородие, не табак, а махорочку, — думает отшутиться пастух.
— Махорочку! Разговаривать еще! Вот я тебя!»
Александр Николаевич Энгельгардт
"Письма из деревни" Письмо второе"
1872-1887
Источники:
- Эгельгардт А.Н. Письма из деревни (1872-1887). Санкт-Петербург, Наука. 1999
- Коринфский А. А. Народная Русь / Составление, предисловие, примечания А.Д. Каплина / Отв. ред. О.А. Платонов. – М.: Институт русской цивилизации, 2013. – 944 с. ISBN 978-5-4261-0023-7
- Некрылова А.Ф. Русский традиционный календарь. Пальмира, 2017. – 766 с. ISBN 978-5-521-00440-9
- Сахаров И. П. Сказания русского народа. Составитель и отв. ред. О. А. Платонов. — М.: Институт русской цивилизации, 2013. — Т. I. — 800 с. ISBN 978-5-4261-0025-1
- Зеленин Д.К. Русская этнография. Под ред. К. В. Чистова – М.: Институт русской цивилизации, 2013. ISBN 978-5-4261-0044-2
- Солоухин В.А. Третья охота. – Советская Россия, 1968